Неточные совпадения
— Мы видим, что в Германии быстро создаются условия для перехода к социалистическому строю, без катастроф, эволюционно, — говорил Прейс, оживляясь и даже как бы утешая Самгина. — Миллионы голосов немецких рабочих, бесспорная культурность
масс, огромное партийное хозяйство, — говорил он, улыбаясь хорошей улыбкой, и все потирал руки, тонкие пальцы его неприятно щелкали. — Англосаксы и германцы удивительно глубоко усвоили
идею эволюции, это стало их органическим свойством.
Посмотрев, как хлопотливо порхают в придорожном кустарнике овсянки, он в сотый раз подумал: с детства, дома и в школе, потом — в университете его начиняли
массой ненужных, обременительных знаний,
идей, потом он прочитал множество книг и вот не может найти себя в паутине насильно воспринятого чужого…
— Но, по вере вашей, Кутузов, вы не можете претендовать на роль вождя. Маркс не разрешает это, вождей — нет, историю делают
массы. Лев Толстой развил эту ошибочную
идею понятнее и проще Маркса, прочитайте-ка «Войну и мир».
Стоят на ногах они неуклюже, опустившись корпусом на коленки, и большею частью смотрят сонно, вяло: видно, что их ничто не волнует, что нет в этой
массе людей постоянной
идеи и цели, какая должна быть в мыслящей толпе, что они едят, спят и больше ничего не делают, что привыкли к этой жизни и любят ее.
Разложение старых
идей в полуравнодушной
массе — ядовито.
Были у нас отдельные герои, способные к жертве, отдававшие свою жизнь за
идею, но в революционной
массе не было нравственного характера.
Лопухов видел вещи в тех самых чертах, в каких представляются они всей
массе рода человеческого, кроме партизанов прекрасных
идей.
Везде, где есть меньшинство, предварившее понимание
масс и желающее осуществить ими понятую
идею, если нет ни свободы речи, ни права собрания, — будут составляться тайные общества.
Творческие
идеи начала XX века, которые связаны были с самыми даровитыми людьми того времени, не увлекали не только народные
массы, но и более широкий круг интеллигенции.
При помощи этой
идеи управляли человеческими
массами, смиряли варварские и греховные инстинкты.
Но оно не имело опоры в народных
массах и лишено было вдохновляющих
идей.
Повторяю: покуда низменные, будничные интересы держат
массы в плену, до тех пор для них недоступна будет высшая
идея правды, осуществляемая государством.
И все мои наблюдения сводятся к следующему: 1) люди культуры видят в
идее государственности базис для известного рода профессии, дающей или прямые выгоды в виде жалованья, или выгоды косвенные — в виде премии за принадлежность к той или другой политической партии, и 2)
массы либо совсем игнорируют эту
идею, либо относятся к ней крайне робко и безалаберно.
Отношение
масс к известной
идее — вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизненности.
Наши
идеи растут, они все ярче разгораются, они охватывают народные
массы, организуя их для борьбы за свободу.
— Дядя, это крайности! — перебил Костя. — Мы говорим не о таких гигантах, как Шекспир или Гете, мы говорим о сотне талантливых и посредственных писателей, которые принесли бы гораздо больше пользы, если бы оставили любовь и занялись проведением в
массу знаний и гуманных
идей.
Не говоря о
массе народа, даже в средних слоях нашего общества мы видим гораздо больше людей, которым еще нужно приобретение и уяснение правильных понятий, нежели таких, которые с приобретенными
идеями не знают, куда деваться.
Штольцев, людей с цельным, деятельным характером, при котором всякая мысль тотчас же является стремлением и переходит в дело, еще нет в жизни нашего общества (разумеем образованное общество, которому доступны высшие стремления; в
массе, где
идеи и стремления ограничены очень близкими и немногими предметами, такие люди беспрестанно попадаются).
«Библиотека для чтения» пришла в ужас от столь печального факта и воскликнула с благородным негодованием: «В 1858 году, во время всеобщего движения вперед (в настоящее время, когда… и пр.), является целая
масса людей, занимающих почетное место в обществе, но которые не приготовлены к эманципации только потому, что неоткуда было познакомиться с такими понятиями, — как будто человечественные
идеи почерпаются только из книг, как будто практический смысл помещика не мог сказать ему, что он должен сделать для своего крестьянина и как сделать.
Их последняя цель — не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим
идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было в них сокрыто великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и умели сделать пользы человечеству; не те события обращают на себя особое внимание, которые имеют характер грандиозный или патетический, а те, которые сколько-нибудь подвинули благосостояние
масс человечества.
После такого рассмотрения
идей в литературе они становятся сознательным достоянием
массы и уже легко и правильно могут выражаться в административной деятельности государства и в нравственном направлении частных лиц.
Мы указали на то, что новые воззрения, выработанные из фактов, накопившихся в течение известного периода, сначала бывают достоянием немногих и только мало-помалу переходят в
массы; когда этот переход
идей совершился, тогда уже настало, значит, начало нового периода: новые потребности образовались, новые вопросы выработались и привлекают к себе внимание людей, идущих вперед; прежние
идеи и стремления подбираются уже только людьми отсталыми и остановившимися.
— Припомнив это, мы представляем читателю следующий вывод, который он может уже прямо приложить к русской литературе последнего времени: «Когда какое-нибудь литературное явление мгновенно приобретает чрезвычайное сочувствие
массы публики, это значит, что публика уже прежде того приняла и сознала
идеи, выражение которых является теперь в литературе; тут уже большинство читателей обращается с любопытством к литературе, потому что ожидает от нее обстоятельного разъяснения и дальнейшей разработки вопросов, давно поставленных самой жизнью.
Не навязывай мы народу заботы о нашем прокормлении и о всяком нашем удовольствии, так, конечно, мы же были бы в выигрыше: наши просвещенные
идеи быстро распространились бы в
массах, и мы стали бы иметь больше значения, наши труды стали бы ценить выше.
В этом уже немалая заслуга, и она может сделаться громадною, если распространение
идей добра и правды будет продолжаться таким же образом и если интересы, возбужденные литературою, проникнут наконец в
массы народа.
Пропагандируй, внушай, брат, исподволь, развивай незаметно свою
идею, долби их, как капля камень, а они ребята добрые — небойсь, разнесут твою
идею по белому свету, проведут ее и в печать, и в общество, в
массы, да еще будут думать при этом, будто твоя
идея их же собственное изобретение.
То, что Ломброзо установил в душевной жизни
масс под видом мизонеизма, то есть страха новизны, держалось еще в тогдашнем сословном обществе, да и теперь еще держит в своих когтях
массу, которая сторонится от смелых
идей, требующих настоящей общественной ломки.
Париж последовательно вводил меня в круг
идей и интересов, связанных с великой борьбой трудового человечества. Я не примыкал ни к какой партии или кружку, не делался приверженцем той или иной социалистической доктрины, и все-таки, когда я попал на заседание этого конгресса, я был наглядным, прямым воздействием того, что я уже видел и слышал, подготовлен к дальнейшему знакомству с миром рабочей
массы, пробудившейся в лице своей интеллигенции от пассивного ярма к формулированию своих упований и запросов.
Из всех тогдашних конгрессов, на каких я присутствовал, Съезд Интернационального Союза рабочих (о котором я говорил выше) был, без сомнения, самый содержательный и важный по своим последствиям.
Идеи Маркса, создавшего это общество, проникли с тех пор всюду и у нас к половине 90-х годов, то есть около четверти века спустя, захватили
массу нашей молодежи и придали ее настроениям гораздо более решительный характер общественной борьбы и наложили печать на все ее мироразумение.
Крестьянская
масса, которая является в России единственным серьезным и массовым (не считая городской мелкой буржуазии) носителем буржуазно-демократических
идей, тогда еще спала глубоким сном.
Он показал, как велика власть
идеи над человеческой жизнью, если она тотальна и соответствует инстинктам
масс.
Народные
массы были дисциплинированы и организованы в стихии русской революции через коммунистическую
идею, через коммунистическую символику.
Там
идея царя облекается в важные, великолепные формы и обряды, действующие на чувства
масс: двор, места, целование руки, блестящий прием послов чужеземных, столы, снаряжение дворцов, герб, титул дают этой
идее олицетворение и у нас.
Основана эта
идея на преклонении перед народом и народной стихийностью, и переходит она в идолопоклонство перед количественной
массой.
Но национальная
идея не имеет в нем глубоких корней, для русских либералов в
массе патриотизм есть вопрос политической тактики.
Пушками, штыками и батогами можно принуждать фактический пролетариат, несознательную человеческую
массу, к осуществлению «
идеи» пролетариата.
Нигилистические настроения и
идеи в
массах дают страшные результаты.
Но допустив даже, что справедливы все хитросплетенные рассуждения, которыми наполнены эти истории; допустив, что народы управляются какою-то неопределимою силой, называемою
идеей, — существенный вопрос истории всё-таки или остается без ответа, или к прежней власти монархов и к вводимому общими историками влиянию советчиков и других лиц присоединяется еще новая сила
идеи, связь которой с
массами требует объяснения.
Давно уже разложившаяся
идея интернационала, давно потерявшая всякую силу в жизни, вновь в несколько дней извлечена на свет Божий, вновь владеет сердцами и господствует в
массах.
И столь быстрое восстановление у нас и быстрая победа детски незрелой, смутной
идеи социальной революции есть лишь показатель отсталости и малокультурности широких
масс, не только народных, но и интеллигентских, идейного убожества тех кругов, которые со слишком большой гордостью именуют себя демократическими.
Причины эти прежде всего в ложном направлении духа, в ложных
идеях, которыми в течение многих десятилетий жила русская революционная интеллигенция и которыми она отравила народные
массы.